Информационный портал по методу Берта Хеллингера



Уникальный метод,
позволяющий
исследовать
и разрешать то,
что кажется
за пределами
нашего понимания



Информация о других проектах М.Степанова

ms-psyhoyoga.ru

ms-mbv.ru

upvision.ru

Три закона равновесия системы

Печать

[content]

Человек ощущает гармонию в жизни, когда его система находится в равновесии. Выделяют три соответствующих системных закона:
   1. Закон принадлежности.
   2. Закон обмена.
   3. Закон порядка (субординации).

  Закон принадлежности звучит следующим образом: система гармонично существует, когда все ее члены имеют одинаковое право на принадлежность.
Это означает, что все члены семьи имеют одинаковое право быть в системе. Если из семьи «исключают» кого-либо из родственников, в системе возникает дисбаланс. Выравнивание системы в данном случае происходит с помощью механизма компенсации. Один из потомков начинает вести себя или проявлять те же чувства, что присутствовали и у «исключенного» члена семьи.
  Например, прадедушка совершил преступление, отрекся от семьи или несправедливо обошелся с кем-либо из ее членов. В результате семья перестала с ним общаться, вспоминать о нем и решила ничего не рассказывать об этом человеке следующим поколениям. Как следствие происходит нарушение системного равновесия, а система начинает искать компенсацию. Она пытается показать потомкам на «исключенного». Именно поэтому кто-то из следующих поколений начинает проживать его чувства. Для восстановления равновесия система должна «вспомнить» про «исключенного» члена и найти ему «хорошее место». В нашем примере потомки должны будут вспомнить про дедушку. Этого можно добиться, в том числе, и с помощью расстановки.
  Закон принадлежности основан на изначальной привязанности к группе. В случае с семейными системами, соответственно, к семье.
 

 «Как дерево не выбирает, где ему расти, и на широком поле разви­вается иначе, чем в лесу, а в защищенной долине не так, как на неза­щищенной вершине, так и ребенок, не задавая вопросов, входит в свою первую группу. Он предан ей с такой силой и последовательно­стью, которые сравнить можно разве лишь с чеканкой. Эта привя­занность переживается ребенком как любовь и как счастье вне зави­симости от того, даст ли ему эта группа возможность процветать, или он обречен в ней зачахнуть, как не важно и то, кто его родители. Ре­бенок знает, что тут его место, и это знание, и эта привязанность и есть любовь. Я называю ее изначальной или первичной любовью. Эта связь уходит так глубоко, что ради нее ребенок готов пожертвовать даже своей жизнью и своим счастьем. Привязанность — это первое базовое условие, чтобы отношения сложились». Г.Вебер «Кризисы любви».

  Второй закон - закон обмена или равенства «давать» и «брать». 
 

 «Во всех живых системах постоянно происходит уравновешивание противоположных тенденций. Это закон природы. И поддержание баланса между «давать» и «брать» является лишь одним видом проявления этого закона для систем социальных. Баланс между «давать» и «брать» — это второе базовое условие для того, чтобы отношения сложились. Потребность в сбалансированности «давать» и «брать» делает возможным взаимоотношения между людьми. Взаимоотношения поддерживаются тем, что люди постоянно «дают» и «берут», а общая для всех членов социальной системы потребность в справедливости их регулирует. Как только равновесие достигнуто, отношения могут закончиться. Это происходит, например, когда человек возвращает именно то и ровно столько же, сколько получил. А путем возобновления процесса «давать» и «брать» отношения могут быть восстановлены и продолжены.
Происходит это следующим образом: например, мужчина дает что-то женщине, а женщина, приняв это, попадает под давление. Итак, если мы от кого-то что-то получили, то, как бы хорошо это ни было, мы теряем какую-то долю независимости. Тотчас дает о себе знать потребность в компенсации, и, чтобы избавиться от этого давления, женщина отдает что-то мужчине. Из предосторожности она дает ему чуть больше, и снова возникает неравновесие — так все и продолжается. Ни тот, кто дает, ни тот, кто берет, оба не находят покоя до тех пор, пока не наступит равновесие — когда и берущий что-то даст, и дающий что-то возьмет…
  … Счастье в отношениях зависит от оборота «давать» и «брать». Не­большой оборот приносит небольшую прибыль. Чем больше оборот, тем глубже счастье. Есть в этом, правда, один большой недостаток — это еще больше привязывает. Кто хочет свободы, должен лишь со­всем понемногу давать и брать.
Это как при ходьбе. Когда мы удерживаем равновесие, мы стоим, и шагаем вперед, если непрерывно его теряем и обретаем снова.
  Большой оборот «давать» и «брать» сопровождается ощущением радости и Полноты. Но это счастье никому не падает с неба, оно со­здается. Когда сбалансирован обмен при большом обороте, мы ис­пытываем ощущение легкости, справедливости и согласия». Г.Вебер «Кризисы любви».


  Равенство «давать» и «брать» является формулой гармонии для равноправных партнеров. В отношениях же родителей и детей процесс обмена строится по другим принципам.

 «Описанное выше уравновешивание «давать» и «брать» возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Это в том числе связано с тем, что родители стоят в системе выше детей. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между «брать» и давать», ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям, потому они от них и не «отделываются». Так именно из-за невыполнимости потребности в компенсации привязанность детей к родителям становится еще более прочной и сильной.
Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению (или по роду своей деятельности другим людям). Тот, кто пользуется этим выходом и передает полученное дальше, может много взять у родителей.
  То, что действительно для отношений между родителями и детьми, учителями и учениками, относится и к остальным. Везде, где компенсация путем возврата или обмена (больше) невозможна или она несоразмерна, мы все же можем еще освободиться от обязательств и снять с себя вину, если передадим дальше что-то из в свое время полученного. Таким образом, все люди, дают ли они сейчас или берут, подчиняются одному и тому же порядку, одному и тому же закону». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

И, наконец, третий закон равновесия систем – закон порядка.
 

 «Третьим базовым условием для того, чтобы отношения сложились, является порядок. В первую очередь я говорю здесь о правилах, кото­рые направляют совместную жизнь группы по определенному руслу. Во всех подолгу длящихся отношениях развиваются общие нормы, ритуалы, убеждения и табу, которые становятся тогда обязательными для всех. Так из отношений вырастает система со своим порядком и структурой. Это скорее порядок «согласованный», находящийся на переднем плане. А за ним действуют порядки заданные, ни согласо­вать, ни договориться о которых невозможно». Г.Вебер «Кризисы любви».
 

  «Порядок» в системном подходе - это глубоко заложенные в подсознании принципы взаимодействия в системе. За многие тысячелетия, когда люди жили в группах, племенах, сформировались устойчивые подсознательные механизмы психического восприятия. К ним мы можем отнести почитание родителей и приоритет старших над младшими. Например, это касается детей, как младшего поколения. Слово «старший» имеет в нашем контексте значение - «появился в системе раньше».
  Существует механизм, способствующий регулированию баланса системы. Это  личная совесть - термин, принятый в рамках системного подхода. О нем мы поговорим в следующем разделе.