Информационный портал по методу Берта Хеллингера



Уникальный метод,
позволяющий
исследовать
и разрешать то,
что кажется
за пределами
нашего понимания



Информация о других проектах М.Степанова

ms-psyhoyoga.ru

ms-mbv.ru

upvision.ru

Личная и коллективная совесть

Печать

[content]

Личная совесть

  Личная совесть привязывает нас к нашей группе: семье, культуре, языку, стране и месту рождения. Она также определяет наше отношение с организацией, которой мы принадлежим, к нашей работе и к коллегам. Личную совесть можно сравнить с  работой вестибулярного аппарата. Она находится в нашем сознании и управляет чувством вины и невиновности. Личная совесть даёт нам информацию относительно, по крайней мере, трех вопросов:

 • Принадлежность: принадлежу ли я группе или нет?
 • Баланс «давать» и «брать»: должен ли я кому-то или кто-либо должен мне?
 • Порядок: нахожусь ли я на правильном/законном месте в системе?

 

  «Когда бы и в какие бы отношения мы ни вступали, нами управляет некое внутреннее чувство, которое автоматически реагирует, если мы делаем что-то, способное повредить отношениям или поставить их под угрозу. Следовательно, существует нечто вроде внутреннего органа, отвечающего за системное поведение, так же как у нас есть внутренний орган, отвечающий за сохранение равновесия в поведении. Как только мы теряем равновесие, то неприятное чувство, возникающее в результате падения, возвращает нас обратно в состояние равновесия. Таким образом, равновесие регулируется чувствами удовольствия и неудовольствия. Когда мы находимся в состоянии равновесия — это приятно, это чувство удовольствия. Когда мы теряем равновесие — это чувство дискомфорта, и оно указывает нам ту черту, у которой мы должны измениться, чтобы не произошло несчастья. Нечто подобное происходит в системах и отношениях.
В отношениях имеют силу определенные порядки. Если мы находимся с ними в гармонии и, вследствие этого, имеем право оставаться в отношениях, мы чувствуем себя невиновными и находящимися в равновесии. Но как только мы нарушаем условия, необходимые для хороших отношений, и подвергаем отношения опасности, возникают неприятные чувства, которые срабатывают как рефлекс и вынуждают нас вернуться назад. Тогда это переживается как вина. Ту инстанцию, которая следит за этим как некий балансирующий орган, мы называем совестью.
  Нужно знать, что чувства вины и невиновности мы познаём, как правило, только в отношениях. Чувство вины отнесено, таким образом, к другому. Я чувствую себя виноватым, когда делаю то, что вредит отношениям с другими, и невиновным, когда делаю то, что идет отношениям с другими на пользу. Совесть привязывает нас к группе, важной для нашего выживания, какими бы ни были условия, которые эта группа нам ставит. Совесть не стоит над группой, ее верой или суеверием. Она — к ее услугам.
  Совесть стоит на страже условий, которые важны для отношений, а именно привязанности, баланса между «давать» и «брать» и порядка. Отношения могут сложиться удачно только в том случае, если одновременно выполняются все эти три условия. Не существует привязанности без сбалансированности и без порядка. Нет сбалансированности без привязанности и порядка, как не существует и порядка без привязанности и сбалансированности. В душе эти условия переживаются как элементарные потребности. Совесть служит всем трем потребностям, а каждая из этих трех потребностей, осуществляется с помощью собственного чувства вины и невиновности. Поэтому наш опыт в отношении чувства вины различается в зависимости от того, относится ли эта вина к привязанности, сбалансированности или порядку, и потому мы по-разному воспринимаем вину и невиновность в зависимости от цели и потребности, которой они служат». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

  Принадлежность
  Действия, определяющие наше право принадлежать группе, сопряжены с чувствами невиновности и удовольствия. Те же, что противоречат нормам и ценностям группы и ставят наше право принадлежать к ней под вопрос, соотносятся с чувством вины. Личная совесть ведет к тому, что наша группа чувствует себя сильной. Она заботится о сохранении группового единства, а так же о поддержании ее границ и отличий от других групп.
Убедиться в этом мы можем, спросив себя: «Что мне нужно делать, чтобы принадлежать семье, делу, организации, профессиональной группе или, может быть, идеалу. И какие последствия повлекут за собой мои действия относительно чувства вины и невиновности.
  Чувство вины появляется, когда человек совершает действие, ставящее под угрозу его право принадлежать группе.
  Создавая свою собственную семью, мы понимаем, что рано или поздно нам придется принять семью нашего партнера такой же ценностью, как своя собственная. И это порождает у нас вину по отношению к нашей родительской семье.
 

  «Совесть реагирует на все, что способствует или угрожает привязанности. Поэтому наша совесть спокойна, когда мы ведем себя так, что можем быть уверены: мы еще имеем право принадлежать к группе, и неспокойна, когда мы настолько отошли от условий группы, что вынуждены опасаться, не утратили ли мы полностью или частично право на принадлежность. Таким образом, здесь мы переживаем вину как страх потери и исключения и как удаленность, а невиновность — как защищенность и близость. Чувство права на принадлежность на элементарном эмоциональном уровне — это, возможно, самое прекрасное и глубокое чувство, какое мы знаем». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

  Баланс давать и брать
  Личная совесть так же управляет балансом обмена между людьми. Когда человек получает что-либо, он ощущает потребность отблагодарить дающего, чтобы выровнять баланс совести. Если же он возвращает немного больше, то второй опять же будет стремиться восстановить баланс, вновь оказывая услугу или отдавая что-то взамен. В такой ситуации полезный обмен будет стабильно возрастать.
  Этот механизм может работать как в межличностных отношениях, так и в условиях организации между сотрудниками. Например, сотрудник может отдавать организации свой талант, вкладывать все свои усилия в ее развитие. Организация же со своей стороны обеспечивают ему безопасность и стабильность, создает комфортные условия работы и оплачивает ее. В некоторых случаях это может привести к тому, что сотрудник будет отдавать чуть больше.
  Аналогично, мы можем представить убывание обмена. Это в  свою очередь делает привязанность менее прочной. Сильный дисбаланс между «давать» и «брать» может привести к тому, что один из партнеров выйдет из сложившихся отношений.
  Баланс между «давать» и «брать» также работает в ситуации, когда по отношению к кому-либо совершается несправедливость. В таком случае возникает потребность в компенсации или ответного действия.
 

  «Как совесть следит за привязанностью к родителям и к своему роду и управляет ею с помощью своего чувства вины и невиновности, так она следит и за обменом и регулирует его с помощью другого чувства вины и невиновности.
  Если иметь в виду позитивный обмен между «давать» и «брать», то чувство вины мы воспринимаем как обязательство, а невиновность — как свободу от обязательств. Понятия «брать» не существует в отрыве от цены. Но если я возвратил другому ровно столько, сколько получил, тогда я свободен от обязательств. Тот, кто свободен от обязательств, чувствует себя легко, но у него нет больше и этой связи. Кроме того, эту свободу от обязательств можно увеличить, давая больше, чем обязан. Тогда мы познаем невиновность как право на притязание. Итак, совесть способствует не только нашей связи друг с другом, но и в качестве потребности в компенсации управляет обменом внутри отношений и внутри семьи». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

  Порядок
  Личная совесть также работает в области чувств вины и невиновности. Какое место  в системе правильное для меня? Какому месту я могу доверять, и что даст мне чувство безопасности и спокойствия?
  В семейных системах оно следует потоку жизни: бабушки и дедушки идут перед родителями, родители, в свою очередь,  идут перед детьми, старший ребенок всегда стоит перед младшим и т.д.
 

  «Когда совесть стоит на службе порядка, то есть правил игры, имеющих силу в данной группе, то вину мы воспринимаем как нарушение правил и как страх наказания, а невиновность — как добросовестность и верность. Правила игры в каждой системе свои, и каждый, кто является частью системы, эти правила знает. Когда человек их осознаёт, признаёт и соблюдает, система может функционировать, а человек считается безупречным. Тот, кто их нарушает, становится виновным, даже если это никому не приносит вреда, и никто от этого не страдает. В этом случае он во имя системы еще и подвергается наказанию, а в некоторых тяжелых случаях даже исключается и уничтожается, как, например, в случае «политических преступлений» или «ереси».
  Чувство вины в отношении порядка не затрагивает центра нашей личности. Мы часто можем позволить себе этот тип вины, не испытывая проблем с чувством собственной ценности, даже когда знаем, что у нас есть некое обязательство или что мы должны заплатить какой-то штраф. И, напротив, если мы совершаем проступок в отношении привязанности или баланса, наша самооценка понижается. Так что чувство вины (в различных аспектах совести) переживается по-разному. Возможно, это связано с тем, что хотя мы и испытываем потребность в порядке, но что касается подробностей, здесь мы в значительной степени вольны решать сами». Г.Вебер «Кризисы любви».



  Коллективная совесть

  Коллективная совесть работает подсознательно и находится на службе целой системы. Функция коллективной совести - гарантировать развитие всей системы в целом. Таким образом,  система выходит на передний план перед индивидуумом. Тот факт, что коллективная совесть работает подсознательно, и люди могут быть взяты на службу в систему в целом, не зная и не желая того, делает этот вопрос сложным для понимания.
  Расстановки являются хорошим инструментом для прояснения этих механизмы. Часто люди, вовлеченные в эти процессы, начинают смотреть на сложившуюся ситуацию с удивлением. Она открывается им с другой стороны, нежели они видели ее раньше. Принципы принадлежности, баланса между «давать» и «брать» и порядка справедливы так же и относительно коллективной совести. Однако в данном случае в основе их работы лежат другие механизмы.

  Принадлежность
  Исключение членов системы невозможно без последующей компенсации внутри нее.
  Когда уход члена из семьи или сотрудника из организации связан с конфликтной ситуацией, это может остаться внутри системы на долгие годы. Кроме того, сам конфликт или не пережитые чувства могут перейти и быть прочувствованы людьми, вошедшими в систему намного позже и не подозревающими о событиях в прошлом.
Исключение из системы может так же заключаться в ситуации морального осуждения, высокомерия и неприятия по отношению к кому-либо из ее членов.

  Баланс «давать» и «брать»
  Коллективная совесть также обуславливает в системе баланс «давать» и «брать». Она не позволяет кому-либо из членов системы находиться в более выгодном положении за счет другого. Иначе, как и в ситуации исключения, срабатывает механизм компенсации.
  Например, если семейная компания разбогатела за счёт здоровья или жизни сотрудника,  и никто из ее членов не берет на себя ответственность за это, позже один из новых сотрудников может подсознательно испытывать чувство вины и стремиться к компенсации прошлых событий. Как следствие, возможно, что организация может начать терять доход и испытывать трудности.
Эта функция коллективной совести в организации может быть ясно видна, когда кто-либо берёт на себя чрезмерную нагрузку, не имеющую отношения к занимаемому месту.
  Коллективная совесть всегда включает механизм компенсации при нарушении законов системы, неважно насколько рано или поздно это происходит.

  Порядок
  Как мы уже говорили, в системе существует определенный порядок, которого должны придерживаться все ее члены. Он заключается в том, что более ранние члены системы имеют приоритет перед теми, кто вошел в нее позже.
В каком-то смысле  коллективная совесть «жестока». Она «наказывает» тех, кто пришел в систему позже, за несправедливость, которая была совершена до их появления.
  Однако с позиции системы, более ранние элементы важнее тех, что появились позднее. Это так же означает, что последние не могут вмешиваться в дела старших и чувствовать себя лучше, чем они.

 

  Борьба личной и коллективной совести

  Трагический факт, касательно функций личной и коллективной совести заключается в том, что они могут противостоять друг другу. Один из членов системы может совершать поступки, оставаясь с хорошей личной совестью, в то время как кто-то другой будет вынужден нести последствия и восстанавливать системный баланс через функцию коллективной совести.